Эстонские гончие и бигли
Самые главные качестве гончих — это чутье и голос. Голос гончей — страстное выражение чувств; не лай, а скорее захватывающее пение. Из всех пород охотничьих собак только гончим дан такой необыкновенный дар — мелодично, заливисто, доносчиво гнать зверя. Ничто не может сравниться с теми волшебными звуками но утренней заре, когда в лесу еще росисто и гуманно, и вдруг, словно в набат, басовито ударит голос выжлеца, к нему присоединится томный заунывный плач. Дрогнет притихший лес, и закипит яркий гон. Ёкнет сердце гончатника.
Голоса у гончих бывают: башур, с заливом, с заревом, с гнусью, фигурный, яркий, ординарный, с редкой отдачей, слабый.
Башур — низкий басовитый голос.
Голос с заливом напоминает истерические рыдания широкого диапазона, когда во время гона голос переходит с низких на высокие ноты и наоборот — с высоких на низкие. Кажется, гонят несколько собак, это особенно ценится у гончих.
Зарёв — редчайший голос, свойственный выжлецам: сплошной рев на самых низких нотах.
Голос с гнусью напоминает заунывный томный плач.
Фигурный голос — часто меняющийся по высоте, переходящий с низкого на высокий и наоборот.
Яркий голос, когда гончая ведет по зверю ярко, учащенно.
Ординарный голос лишен залива, гончая гонит однотонно.
Голос с редкой отдачей (редкоскалость), когда гончая отдает его редко, а не учащенно. От редкоскала недалеко до молчуна, когда гончая идет по следу молча. Такие собаки не годны для охоты.
Слабый голос лишен музыкальности и доносчивости, обычно глухой или писклявый. Если гончая голосит без следа, попусту, её называют слабоголосой или с излишней отдачей голоса.
Нередко встречаются гончие, которые голосят с лесу прямо с напуска, иногда вообще без всякого следа. Такая гончая — пустобрех.
Любители ценят фигурные голоса с заливом и верные, то есть с частой, яркой отдачей по следу зверя. Очень важна манера отдачи, которая у гончих бывает горячей, азартной, страстной или, наоборот, скучной и невеселой. Голос гончей звучит по-разному: по жировым следам, в добор — редко, иногда певуче; по зрячему, когда зверь побудился из-под гончей,— сплошной рев, и стон, и визг. «Залиласы» — говорят гончатники. Нередко при помычке (при подъеме) бывает страстный яркий голос, а после вдруг гончая голосит редко и однотонно.
Отдача голоса зависит и от зверя. Гон по лисице всегда ярче, азартнее и ровнее; по прибылому зайцу из-за частых сколов и перемолчек менее ярок.
Голос, кроме его захватывающего пения, необходим для определения нахождения зверя и возможного его лаза. По голосу гончей опытный охотник всегда поймет, по какому зверю гонят собаки, далеко ли от него идут. Нередко сила голоса влияет на ход зверя: под паратыми чутьистыми гончими с сильными голосами зверь частенько уходит по прямой на несколько километров, и, если голос доносчивый, охотник успеет его перехватить. Чем сильнее голос, тем лучше для охоты, особенно в ветреную погоду, в овражистой местности, или когда в лесу много снега. Чем голосистее, азартное гон, тем радостнее охотнику. Недаром в старину ездили только послушать собачек. Яркий пристальный гон с заливом и постоянно на слуху доставляет истинному гончатнику больше радостей, чем убитый зверь. Я знал многих гончатников, которые опускали ружье, особенно на первом кругу захватывающего гона, чтобы послушать гончих и не нарушить эту музыку.
Помню, глубокой и дождливой осенью мы охотились под Кашином со стайкой русских пегих гончих моего друга В X. Браушкина. Собачки наши с напуска побудили цвелого зайчишку, и гон закрутился в мелочах. Мы встали на дорого. Вдруг я вижу — заяц вылез из мелочей рядом с моим другом и остановился как столбик.
«Вот счастье,— думаю,— теперь в столицу с зайцем поедем». А прибылой с беловатыми пазанками зайчонок посидел, послушал собачек и снова полез в мелоча. Вихрем я подлетел к Браушкину, требую объяснений, а он улыбается и такой довольный от счастья говорит: «…ты, Боря, не серчай, уж больно собачки вязко гнали, ну как тут было убить такую красоту. Не горюй, возьми моего зайца. А мы еще погоняем и собачек послушаем». С тех пор прошло тридцать лет, а и сейчас кажется, я слышу тот заливистый, яркий гон Дуная, Малыша и Волги, и вспоминаю друга — мы еще погоняем.
Для красоты гона важна музыкальность. В каждом породном голосе гончей есть определенный ритм. Одна гончая гонит однотонно, мерно, издавая только один звук, и после него делает паузу — получается однодольное пение; другая издает подряд два отрывистых звука с последующей паузой — ай-ай, третья может гнать с различными ударениями. У некоторых гончих звуки двоятся, сначала короткий — визглявый и слабый, а затем слышен сильный — высокий и продолжительный, причем у одних гончих этот звук короче, у других длиннее.
Мне приходилось слышать на охоте в Вологодской области гончую по кличке Динка (А. К. Лыткина), которая сначала брала очень низким пронзительным и коротким голосом, потом почти без паузы — более высоким, и, наконец, за этими нежными очень хватающими за душу мелодичными звуками слышался грубый басовитый вопль. Через некоторую паузу эти звуки ритмично повторялись: то с мольбой, то с грустью, то радостно, то заунывно-плакуче. Создавалось впечатление, что к этой гончей будто подвалились еще две собаки. Словом, исполнялась целая ария. Такой голос называется тройным и ценится очень высоко, его можно оценивать за музыкальность высшим баллом 5. Это очень редкие голоса.
Для эстетического наслаждения, которое испытывает истинный гончатник, слушая собак, важна не только сила, звучность, но, главное, певучесть голоса.
Помню, в 1967 г. на пушкинских полевых испытаниях работал по зайцу русский пегий выжлец Подымай А. А. Кабанова. И как работал! Одно слово — висел на зайце; стоял сплошной стон, плакучие ноты лились неумолкаемо. Я видел, как стоявший со мной Юрий Александрович Нейман снимал очки и вытирал слезы, так его захватывала музыка гона. Не скажу, что голос у выжлеца был громоподобный, но страсть, певучесть и какая-то невыразимая тоска были в этом чудном голосе, который тогда мы оценили 8—3—5. Думаю, что за музыкальность голоса мы немного поскупились.
Звуки гона по своей высоте также различны: одни гончие издают высокие, нежные, более женственные — дисканты, другие — тоже высокие, но более густого, мужественного тембра — это тенора, есть звуки нежные, средние, называемые альтами; густые и низкие — бас.
Особенно ценил голоса всеми нами уважаемый знаток-эксперт заслуженный деятель искусств Николай Павлович Пахомов. На своем юбилее он однажды сказал: «Очень красочен волнующий момент, когда из-под ваших ног вырывается заяц и вы начинаете накликать собак на горячий след. А самое замечательное — это музыка собачьих голосов: альты, басы, с заливом, с заревом, есть фигурные голоса, когда один голос звучит как три… представляете, что творится! Недаром в старину говорили: стая гоняла так, что шапка с головы лезла».
По Губину, яркоголосой гончей является та, у которой взлай — ах,— слышен 8 раз в точение одного такта, тогда как у редкоскалой гончей это «ах» слышится всего один раз.
Большинство гончих издают от 2 до 5 тонов. Встречаются голоса густые, бархатистые, сочные, чистые, звонкие, но бывают и глухие, сухие, очень короткие и жидкие, или хриповатые, которые особенно неприятны для слуха, причем сила их также весьма различна.
Голос ниже средней силы и доносчивости, особенно слабый, глухой, сиплый или хриповатый, должен всячески браковаться и оцениваться ниже пяти баллов. Однако мы, эксперты, никогда этого не делаем и только потом недоумеваем, почему это у наших гончих такие плохие голоса? А причина — необъективная оценка.
Если голос музыкально певучий, нежный, чистый, звонкий, плакучий или с подголоском, меняющийся по тембру — гончей можно смело ставить за музыкальность 4 балла. Двойной или тройной голос должен всегда цениться высоко, так же как редкие голоса с гнусью или с заливом (5 баллов). Помню, у Дуная 1028 В.X. Браушкина был редкий зарёв, непрекращающиеся вопли на самых высоких тонах. Однако некоторые эксперты оценивали его голос 8—3, другие 9—4, и никто из судей не отважился дать 10—5, хотя он этого вполне заслуживал. Дунай 1028 обладал редчайшим заревом, сначала он громоподобно выкрикивал сплошным воплем — «а-а-а-а«, потом издавал стонущие рыдания несколько секунд; казалось, с него снимали шкуру, и тут же рыдания обрывались, мгновение была жуткая тишина, и разом он снова разражался душераздирающими воплями. Впечатление было поразительно-ошеломляющее, очень захватывало это необычайно сильное пение. Словами это трудно передать, моё перо бессильно. Мне и сейчас очень трудно представить и поверить, что эти неистовые, волшебные звуки издавало живое существо.
Прекрасный, очень сильный и певучий голос был у ч. Трубача 1228 Б.С. Тишкина. Голос этого выжлеца состоял из непрерывно льющихся плакучих нот. Это была нескончаемая грустная, даже немного гнусавая, очень мелодичная песня. На испытаниях в те времена очень строгий эксперт Ю.А. Нейман оценил голос Трубача 8—3, мне кажется, его голос заслуживал большего.
Передавать потомству такие яркие, сильные, с гнусью или с заливом голоса — это величайший дар производителя. Таким даром обладал русский пегий выжлец Пират 1036 Е.Т. Котикова. Голос у Пирата был певучий, сильный, он его устойчиво передавал большинству детей и внуков. Помню на испытаниях его дочь Вьюгу М-430 Н. П. Полизаева. Это был словно орган со звучанием необыкновенной силы, чистоты и высоты. Такой же голос был и у внука Пирата Боя И. Д. Чернова. На московских испытаниях уважаемый эксперт К. А. Марков (мой однофамилец), присуждая Бою диплом I степени, оценил силу голоса 9 баллов, музыкальность — 3. Характерно, что большинство его детей и внуков за силу голоса имели 8, а за музыкальность — 3 балла.
Как показывает опыт разведения гончих, в породе установились линии и семейства, родоначальники которых устойчиво передают сильные голоса. Назову линию Шайтана 1592 Медведева. Редкий зарёв был у его дочери Гайды 2050 В. П. Ермолинского. Очень сильный голос у его внука Набата 2621. Голос Шайтана на состязаниях в г. Кирове оценивался в 9 баллов.
Прекрасные голоса у семейства русских пегих гончих ч. Пороши 1009 A. М. Королева и ч. Гайды 1156 B. X. Браушкина. Среди их детей и внуков назову гончих, имевших за силу голоса 8 баллов: это Рогдай 1291 М. Н. Казнова, Доля 1219 В. П. Маркова, Затейка 2063 М. М. Чулкова и ее доти и внуки — ч. Верный 2619 В. Н. Лихачева, Песня 2709 и Гайда 2513 В. П. Со-лопенкова, Будило 2769 и Разбой Н. П. Полизаева, Набат Е. Л. Шалобод. Выделялась еще Пурга А. А. Цыганова, имевшая за силу голоса 9 баллов. Задача состоит в том, чтобы умелым подбором закрепить голоса в породе русских пегих и русских гончих.
Из самых выдающихся музыкально-певучих и необыкновенно сильных голосов отмечу ч. Баяна 762/г Мелихова (на матче Москва — Ленинград авторитетные судьи оценили его голос 9—3), Скандала И. Т. Толкачева (9—3). Необычайно красивы были голоса у чемпиона состязаний Соловья Н. С. Сорокина, Дуная Н. А. Шишкова, чемпиона Страдая и Свирели М. А. Морозова, Гобоя А. Ю. Волкова. Красив был голос у Султана В. Б. Механтьева. Большинство этих гончих я сам судил и всегда с трепетом слушал, как их волшебная музыка будила уснувшие леса, и всегда с сожалением вспоминал угаснувших прекрасных гонцов, которые доставляли нам и их владельцам много радостных минут и волнующих охотничьих встреч.
Среди русских гончих меня покоряли голоса с заливом — это Сказка Пятова, ч. Альт И. Н. Полякова, Динка А. К. Лыткина и Корнет 6635 8. М. Фролова (г. Вологда). Необычайно красив был голос Затейки А. М. Старостина. Ее голос оценивали 8—3—5, такой же сильный и певучий голос был у Сказки Пятова, ей присудили в Ленинграде на матче двух городов диплом I степени.
Традиционно сильные и музыкальные голоса у гончих Тулы, Архангельска, Ярославля, Кирова, Перми, Калинина.
Однако часто на полевых испытаниях встречаются глухие, хриповатые, слабые голоса, которые по звучанию напоминают игру ученика на старом разбитом рояле. Если охотник-любитель или эксперт никогда не слышали заливистых голосов или настоящего зарева, они не смогут правильно оценить голос и всегда будут завышать дипломы и, следовательно, наносить непоправимый вред породе.
Для гончих важны манера и верность отдачи голоса, а также его яркость, то есть частота отдачи. Паузы между отдельными взбрехами или фигурами должны быть как можно короче; если паузы продолжительны — гончая редкоскала. К сожалению, точных оценок редкой отдачи голоса в наших правилах нет, а жаль. Безголосые и редкоскалые гончие должны браковаться.
Иногда гончая может редко отдавать голос по удалелому зверю или по жировым следам, а добравшись до лежки, заголосит ярко, часто, может даже с заливом, а потом опять погонит однотонно и скупо. Поэтому голос оценивается после пятнадцати минут работы.
Певучие сильные голоса встречаются очень редко, в основном голоса у наших гончих бывают средней силы, больше однотонные, которые оцениваются за силу 6—7 баллов, за музыкальность — 1—2 балла.
Слабые голоса с редкой отдачей, или хриповатые, сухие, отрывистые никогда не должны получать высокую оценку. Такие голоса заслуживают пяти, а иногда и четырех баллов. Мы не должны присуждать за них высокие баллы и дипломы, так как гончая со слабым голосом, получив оценку за силу голоса 6 баллов, при дипломе II степени пройдет у нас на выставке в класс «элита» и может стать чемпионом. Стоит задуматься, а что хорошего даст для породы такой чемпион?
Голоса, напоминающие лай дворовой собаки, нужно строго браковать. Выжлецы, имеющие плохой голос, не должны включаться в план вязок. Но информация у нас настолько скудная, что мы вяжем своих выжловок, абсолютно не обращая внимания на такие качества выжлеца, как сила и верность отдачи голоса. Результат известен — мы потеряли голоса гончих.