Выволокин Владимир

Эстонские гончие и бигли

Из Царевщины

  • Заяц из-под гона

    Т-10021

    Сергей Фокин

    (Охота и рыбалка №1 (201) январь 2020)

    В осенне-зимнем сезоне среди охот на зверей нет более очаровательной, чем охота с гончими. Гончатники — особый мир людей, со своим языком, с терминологией, доставшейся от предков и бережно хранимой вот уже много лет. Я бы поставил эту охоту в один ряд с исконно русской псовой охотой с борзыми в степях и весенней охотой с подсадной уткой. Они — наше культурное наследие, которое надо сберечь.

    К сожалению, сейчас охота с гончими становится все менее популярной, ее вытесняют модные и более простые охоты на копытных. Гончатников превращают в изгоев, запрещая охотиться в местах облавных охот на лосей и там, где подкармливают кабанов, оленей и косуль. В некоторых охот­ничьих хозяйствах нельзя вообще появляться в угодьях с гончими. Майская нагонка «по брыз­гам» запрещена Правилами охоты, да и участки «нагонки и натаски собак», как правило, орга­низуются прежде всего для подружейных собак по пернатой дичи.

    В финансовом отношении охота с гончей ме­нее прибыльна, чем охота на копытных. Только вот все ли измеряется деньгами? Не потеряем ли мы важный исторический пласт русской охот­ничьей культуры? Ведь чтобы его сохранить, нужно познать, испытать и полюбить. Говорю это как потомственный гончатник. Мои дяди по отцовской линии всегда держали гончих, без них зимой в лес на охоту не ходили. Продолжая семейные традиции, мы с братом держим в де­ревне гончих вот уже двадцать четвертый год. Основная наша добыча — заяц-беляк. Были ли вы, уважаемый читатель, хоть раз на охоте с гончей? Если нет, тогда слушайте…

    Раннее январское утро. Зимний лес притих. Лишь изредка слышится попискивание синиц- гаечек да меланхоличные флейтовые посвисты снегирей. Снег прекратился еще вчера, и теперь охотник может читать книгу лесных обитателей по свежим следам. Вот здесь только что корми­лась белка, что выдают посорка чешуек еловых шишек и отпечатки на снегу. А вот сдвоенные следы куницы, ведущие в завал-бурелом. Но се­годня мы хотим погонять зайчишек. С нами опытная осенистая русская пегая гончая Волга, до первого свежего следа косого она на поводке. Если сразу при входе в лес пустить собаку в по­иск, неизвестно, где она побудит зайца. Далеко от охотника — придется долго подстраивать­ся под гон, либо вообще не услышать момента подъема зверька. Так что на поводке надежнее.

    А вот и свежий след беляка — малик, как называют его охотники. Выжловка спущена с поводка. Несколько раз ткнувшись носом в след, она уверенно идет по нему в небольшое болотце. Здесь косой так натоптал, что собака не выдерживает и доборит — так гончатники называют отдачу голоса по жировочным сле­дам. Эти размеренные звуки с перемолчками легко отличить от голоса на гону. У нас был выжлец Дунай, который без добора, уверенно и быстро поднимал беляка. А вот Волга лю­бит копаться в набродах и взбуживает зайца не сразу-

    Тишину леса разрывает отчаянный визг и рев. Это помычка — подъем зайца гончей. Нередко беляк вскакивает на виду у собаки, и она идет по-зрячему. В этом случае помычка сразу же переходит в яркий гон с яростной от­дачей голоса. Нередко заяц поднимается неза­метно для собаки, причем первые несколько метров его следы практически не оставляют запаха, и лишь чуть дальше потовые железы, на­ходящиеся на подушечках лап, начинают рабо­тать в полную силу. Как только гончая натечет на такой гонный след, она сразу же начинает отдавать голос. Кстати, гончатники никогда не говорят «лает», только «отдает голос».

    Задача охотника — перехватить зайца, ори­ентируясь на голос гончей. Казалось бы, что проще: услышишь ровный доносчивый голос гончей — беги наперехват! Но беготня здесь как раз во вред. Если гончая паратая и нестомчивая (быстрая и выносливая), гонит верно, то торопиться не нужно. Чаще всего заяц хо­дит большими кругами, нередко возвращаясь на место лежки, откуда был поднят. Поэтому, определив направление гона, нужно обратить внимание, в какую сторону он смещается. Если охотников несколько, пусть один останется на месте помычки: заяц наверняка сюда вер­нется. Правда, среди косых встречаются «про­фессора», которые сначала «дают прямика», а потом, метров через триста и более, начина­ют крутить где-нибудь в ельнике или болоте. В этом случае, определив такое место, надо поторапливаться туда.

    Т-10031

     

    Когда вы идете наперехват, основное пра­вило — подходить, только когда голос гончей слышится в отдалении и к вам не приближает­ся. Как только гон развернется в вашу сторону, надо замереть и не шуметь. Если место густое и неудобное для обзора и стрельбы, у вас есть несколько секунд, чтобы выйти на более хоро­шую позицию. Помните, что заяц идет перед гончей на довольно значительном расстоянии. Конечно, все зависит от собаки и от манеры ее гона.

    У нас была выжловка Пройда, обладавшая низким сильным голосом — башуром. Не знаю, то ли зайцы ее боялись, то ли еще что, но они летели от гончей на махах за триста — четыреста метров. Пройда появлялась вслед за гонным зайцем через три — пять минут, а потому подстоять косого было нелегко. Помню, шел мороватый (неяркий, с перемолчками) гон. Я ожи­дал беляка, встав лицом к приближающемуся неспешному гону. И вдруг сзади, чуть не сбив меня с ног, навстречу голосу собаки проскочил заяц и обогнал меня. Естественно, я дал пуделя. Вначале я подумал, что это шумовой зверек, но гончая минут через десять дала круг и точно прошла по следу зайца.

    Был у нас очень паратый выжлец Заливай, который всегда сидел чуть ли не на хвосте у за­йца. Но это образно говоря, на самом деле он вы­валивался за зайцем по следу через полминуты или чуть позже. Вот тут надо было поспешать.

    Но встречаются и так называемые пешие гон­чие, которые гонят медленно. Заяц от них отрас­тает далеко и идет не спеша, нередко останав­ливаясь и прислушиваясь. На охоте с такими собаками надо передвигаться очень осторож­но, прислушиваясь и присматриваясь, чтобы не пропустить косого.

    Многое зависит также от погоды и состояния тропы. Если мягко, влажно, то охотник передви­гается почти бесшумно. По черной тропе, когда

    еще не выпал снег, нужно аккуратно ставить ногу, избегая наступать на ветки и поваленные деревья. В морозную погоду, когда снег скрипит, ходить во время гона лучше как можно меньше, особенно если гон идет на вас.

    Одним из главных условий успешности охо­ты является выбор лаза — места, где с большей вероятностью пройдет гонный заяц. Если хо­зяин собаки постоянно охотится в одних и тех же местах, он хорошо знает лазы и всегда поста­вит там своих напарников. Главное для них — не сходить с места. У нас бывали случаи, когда охотник, прельстившись ярким гоном, идущим несколько раз в стороне, уходил с лаза и спешил наперехват, а заяц проходил именно там, где не­сколько минут назад его ожидал охотник.

    Стоя на лазу, будьте внимательны: заяц мо­жет появиться совсем неожиданно и бесшумно. Бывали случаи, когда он подходил к человеку вплотную, а тот его замечал в последний мо­мент, делал резкое движение, и косой вмиг ис­чезал. Однажды я был свидетелем, как беляк долго катил по проезжей дороге в сторону охот­ника. Тот стоял к нему спиной и смотрел в сто­рону, откуда несколько минут назад слышался голос гончей. Но гончая скололась, а охотник продолжал смотреть в направлении ожидае­мого появления зайца. Беляк подошел сзади буквально к ногам охотника, а когда тот краем глаза увидел его и повернулся, сделал огромный прыжок и скрылся в ельнике. Выстрелить так и не удалось.

    Если вы увидели приближающегося зайца, не делайте резких движений. Ружье следует вскидывать к плечу плавно и медленно и толь­ко тогда, когда заяц подойдет на расстояние надежного выстрела. На охоте с гончей я ис­пользую патроны с дробью № 2 для правого (нижнего) ствола и с дробью № 1 для левого (верхнего) ствола.

    Теперь несколько слов о погоде. В мягкое теплое утро, в небольшую оттепель след долго держит запах и гон идет увереннее. Напротив, в мороз, при сухой погоде собаки чаще скалы­ваются, то есть теряют след. Тогда гон прохо­дит с перемолчками, гонцы то уверенно идут по следу, то теряют его. В оттепель и ветер заяц лежит плотнее и его труднее поднять, а в мороз, да еще в тихую погоду побудить косого легче. При сильном ветре, когда шумят деревья и ве­тер относит звуки, гончую не расслышишь и в полукилометре. При температуре ниже -15 °С на охоту с гончими вообще не выходят.

    И все-таки главное очарование этой охо­ты — музыка гона. Голоса гончих отличаются по тональности и длительности каждого звука, по страсти и частоте отдачи. Есть собаки, кото­рые гонят густым басом — такой голос называ­ется башуром; у одних голос с гнусью, у других с плачем. Недаром среди кличек гончих встре­чаются такие, как Плакун и Плакса. Азартные паратые гонят с заревом, особенно когда рабо­тают по-зрячему или после выправления скола. У некоторых фигурный голос, когда кажется, что гонят сразу две собаки: одна низким, а дру­гая высоким голосом. Именно такой у нашей Волги. А бывают гончие, и довольно добыч­ливые, голос которых примитивно прост: бам- бам — ну прямо как в барабан стучат. Такой голос был у нашего Гобоя. К сожалению, в охоте с последними нет той поэзии и страсти, какая присутствует в охоте с гончими, обладающими красивыми голосами.

    Как-то в начале 80-х годов я гостил в Ярославской области у друга-охотоведа Виктора Поздышева. Он пригласил меня на охоту. У его товарища был пегий выжлец Набат — крупный, очень светлый пес, полно­стью оправдывающий свою кличку. Выжлец оказался пешим и редкоскалым (то есть редко отдающим голос). Поднял он зайца и начал бахать, как в набат, редко, с перемолчками, но на­стойчиво. В течение часа мы не могли подстоять зайца по той причине, что тот шел далеко от выжлеца. Наконец поняв, что заяц ходит четко по кругу, мы расставились и стали ждать. Косой не спеша шел своим же следом и попал под вы­стрел моего напарника. Рана была несмертель­ной, и заяц только замедлил ход. Вскоре подо­спел Набат и, не меняя ритма отдачи голоса, пошел за подранком. Гон затих. Третий охотник заметил, как пес потащил зайца в лес. После этого выжлец при­шел к хозяину, но без зверька. Пришлось тому взять пса на по­водок и идти с ним в пяту. Набат привел хозяина к елке, под которой закопал добычу в снег. И такое бывает!

    Некоторые гончие, подоспев к поверженно­му зайцу быстрее охотника, могут отдать его только хозяину, а на другого охотника оскалят зубы. Если хозяина долго нет, они могут унести зверька довольно далеко. Одни портят тушку, другие ее закапывают. Но большинство гончих равнодушно относятся к битому зверьку. И все же лучше подоспеть к добыче раньше собаки и убрать ее в рюкзак или же повесить повыше на дерево до подхода хозяина гончей.

    Отстреляв зайца, охотник отрезает у него заднюю лапку — пазанок и отдает ее в качестве поощрения своему вислоухому помощнику. Но не все гончие в азарте поедают пазанок, не­которые его закапывают.

    Охота с гончей бывает по чернотропу (в начале сезона), по белой тропе и по глубокоснежью. Есть также охота по пестрой тропе, когда снег еще не покрыл землю, а лежит клочками. В такую по­году хорошо гонят далеко не все гонцы. Лисиц — да, а по зайцу многие скалываются. По чернотропу белые зайцы боятся выходить на поляны, часто западают и портят гон. В последние годы снег ложится поздно и охота по чернотропу затя­гивается на два с половиной месяца и больше.

    Многие гончатники бросают охоту с выпаде­нием глубокого снега: и гончим тяжело вязнуть по уши в снегу, и охотники привыкли подъ­езжать к месту охоты на машине. Но для нас с братом это лучшее время охоты. Своего авто­транспорта у нас нет, и мы идем от дома до места наброса гончей около семи километров, в лесу никого — красота! Обычно мы ходим по заячьим местам пробитыми нами же тропами. Иногда на лыжах, но в густом лесу на них не пройдешь. Да и поднятый собакой заяц предпочитает идти своими проторенными тропами, где его и надо перехватывать. Тяжело гончей, но она справ­ляется. Единственная незадача — если собака побудит зайца ближе к вечеру. Тогда она может гонять его хоть всю ночь, а подстоять зайца до­вольно трудно, да еще в темноте. При этом заяц идет далеко впереди собаки. Как правило, в этом случае приходится, ориентируясь на заячьи тро­пы, затирать следы и перехватывать в этом месте гончую, чтобы взять ее на сворку и идти домой. Тот, кто хоть раз побывал на охоте с гончими, проникся ее поэзией, навсегда останется поклонником. А может, даже решится завести выжлеца или выжловку и примкнуть к славному братству гончатников, чтобы сохранить традиции старинной русской охоты.

    Т-10061

     

     

     


error: Копировать контент запрещено!!