Выволокин Владимир

Эстонские гончие и бигли

Из Царевщины

  • Святые покровители охотников

    И.Туманов, доктор биологических наук, Западный филиал ВНИИОЗа им. проф. Б.М.Житкова. Фото автора

    img080

    Православии Небесным Покровителем охотников считается Святой Великомученик Трифон. Обычно его изображают сидящим на белом коне с соколом в правой руке.

    Охота на дичь с хищными птицами возникла более 2.5 тыс. лет тому назад сначала на Востоке, позднее — на Руси и в странах Западной Европы. На обширных территориях Северной Руси охота с ловчими птицами оказалась очень добычливой и увлекательной. Так, в Великом Новгороде она была неотъемлемой принадлежностью Великокняжеской жизни. Здесь охотились с соколами и ястребами. В степной зоне Евразии предпочтение отдавали орлам-беркутам. Ловчие птицы стоили дорого. Их можно было обменять на пленника или послать в качестве богатого подарка с целью укрепления взаимоотношений с правителями других княжеств или государств. Позже, с применением более эффективных способов добычи дичи, охота с ловчими птицами стала забываться (Бобынин, 2007). У славянских племен быстрые ловчие птицы заменяли охотничьих собак. С ними они добывали зайцев, лисиц, косуль, пернатую дичь. В начале XVII в. охота с хищными птицами еще играла существенную роль в жизни общества. Однако позднее травля с борзыми собаками стала активно вытеснять охоты с хищными птицами, которые оставались уже только привилегией царей и знати.

    Святой Великомученик Трифон — Небесный Покровитель православных охотников по преданию родился в 232 или 250 гг., происходил из крестьян и в юности усердно помогал родителям по хозяйству, землепашествовал, ухаживал за скотом. Будучи отроком. Трифон уже проявлял дар Чу-дотворения — исцелял и облегчал недуги людей, своими речами обращал их к Христианской вере. В правление императора Деция Трояна, ярого гонителя христиан, он был схвачен и предан суду. Его подвергли бичеванию и многим другим жестоким истязаниям, но он отказался отречься от Христа и признать римских богов, за что был осужден на усекновение головы. Перед казнью Трифон истово молился, благодарил Господа и просил принять его в свое царствие. По его молитве Господь взял его душу, причем еще до того, как палачи успели привести приговор в исполнение. Память о святом Трифоне в Православной церкви совершается 14 февраля. Мощи Святого Трифона были перенесены в Царь-град (Константинополь), а затем в Рим. В 1803 г. часть мощей привезли в Россию. В 1819 г., эту святыню вложили в дорогие ковчежцы и поместили в икону Святого Трифона с соколом на руке. Она хранилась в Москве, в Непрудном, в церкви, носящей имя Святого. После закрытия храма в 1932 г. икона вместе с частицами мощей была перенесена в церковь Знамения Божией Матери в Переяславской слободе, где она находится и в настоящее время (Каледин. 2006).

    По одной из древних легенд, во время Великокняжеской охоты Ивана Даниловича, по прозвищу Калита, под Москвой. в районе Марьиной рощи, один из сокольников упустил лучшего кречета. Это вызвало гнев князя и он приказал в 3 дня сыскать ловчую птицу, за потерю которой сокольник заплатит головой. Всю округу охотник объездил безрезультатно. Устав, он стал горячо молиться своему небесному покровителю, мученику Святому Трифону с просьбой помочь отыскать птицу, дав обет — при благополучном исходе создать храм его имени на этом месте. Остановившись отдохнуть на берегу пруда, сокольник заснул. Во сне к нему явился юноша на белом коне с соколом на руке. Когда охотник проснулся, увидел сидящую рядом пропавшую птицу, которую он отвез князю, и был прощен. В награду сокольнику пожаловали землю, и на том месте, где ему во сне явился светлый юноша, сокольник построил обетную церковь в честь своего спасителя. В ней он изобразил Святого Трифона в том виде, в котором последний предстал ему в сновидении: в образе молодого человека, сидящего на белом коне с соколом в правой руке.

    Несмотря на широкое распространение псовой и ружейной охот в XIX в.. охота с хищными птицами все же продолжала существовать, хотя и в меньших объемах. Выношенный. т. е. обученный и подготовленный к охоте хищник, позволял успешно добывать фазанов, голубей, куропаток, перепелов и уток.

    При выезде на охоту ловчую птицу сокольник держал на правой руке, одетой в плотную кожаную или замшевую перчатку с небольшими крагами (наручами, которые украшались затейливым узором). На цевки ног соколу надевали опутенки. или путцы — мягкие кожаные ремешки, за концы которых его удерживали на руке. В опутенках птица находилась постоянно: на охоте и в помещении, где ее содержали на присаде (подставка, насест). На одном конце опутенок крепили легкое металлическое кольцо. Небольшим карабин-чиком к нему пристегивали крепкий шнурок (должник) длиной до 1,5 м. Он позволял привязывать птицу к рукавице, седлу или присаде.

    Для отыскания отлетевшей за добычей ловчей птицы к средним рулевым крыльям хвоста крепили пару легких и звонких бубенчиков. В прежние времена их чаще закрепляли на опутенках, в верхней части цевки. Однако этот способ оказался не эффективным. Когда ловчая птица с добычей опускалась н густую траву или на посевы зерновых, сигнальные звуки прекращались, и ее трудно было отыскать. Если же бубенчики крепили к рулевым перьям хвоста, то обнаружить сокола в густых зарослях оказывалось проще. Садясь на сбитую жертву, он начинал ее ощипывать, наклоняя при этом голову и туловище. В тот же момент бубенчики издавали характерный звон, по которому охотник быстро находит своего добычливого помощника. Перед охотой на голову ловчей птице надевают шапочку-клобучок с прикрепленной к ее верхней части султанчиком с перьями. Назначение клобучка — закрывать питомцу глаза, чтобы он меньше бился, не дичился, не бросался раньше времени за добычей и быстрее успокаивался. Сзади шапочку стягивают шнурком и приучают невольника сидеть в ней по несколько часов. На ночь снимают, а когда птица привыкает — клобучок надевают только, отправляясь в поле на охоту. В нужный момент сокольник, дернув за султанчик, сбрасывает клобучок и пускает ловчую птицу вдогонку за дичью (Вавилов, 1873: Сабанеев. 1904).

    Все эти атрибуты увлекательных охот с ловчими птицами можно рассмотреть на призовом жетоне образованного в С.-Петербурге Общества соколиных охотников. Его устав был утвержден 27 февраля 1884 г. На лицевой стороне миниатюры изображен сокол, сидящий на кисти руки охотника, одетой в перчатку с крагами, расшитыми богатым узором. Рука сокольника держит его за опутенки с бубенчиками, надетыми на цевки ног птицы. Сокол сидит в клобучке, увенчанном оригинальной султанчиком с перьями. На обшлаге перчатки имеется надпись -Время наряду и час красоте». Пословицы подобного типа — «Пению время и молитве час-или «Делу время, а потехе час» считаются народными и были известны еще в XVII в. Последняя из них часто употребляется и в наши дни. На одном из концов опутенок поставлена фамилия художника медальера «А. Грилихесъ». На оборотной стороне — название общества и дата «1884».

    Замечательный мастер Авраам Авенирович Грилихес (1849—1912). сын известного медальера А.Г. Грилихеса. учился в Академии художеств С.-Петербурга в период с 1869 по 1876 гг. Однако уже с 1873 г. он был зачислен вольнонаемным служащим в штат С.-Петербургского Монетного Двора, где совершенствовал свое мастерство. В 1880 г. его перевели на должность младшего, а в 1899 г. — старшего специалиста медальера. Прекрасный художник, широко эрудированный мастер своего дела А.А. Грилихес — автор около 150 юбилейных, наградных медалей и жетонов, посвященных широкому кругу событий и памяти выдающихся деятелей России (Щукина, 2001).

    Общество соколиных охотников, то его организовали по инициативе любителя и знатока ловчих птиц и этого вида охот К.П. Галлера (1845—1888). Он был известным композитором и педагогом того времени, собирателем народных песен. Содержащиеся у него соколы получали призы на многих выставках и состязаниях. Галлер стал первым председателем Общества соколиных охотников и приложил немало сил для возрождения этой охоты в России (Домогатский, 1986). К началу 1911 г. свою деятельность Общество прекратило.

    В настоящее время охота с ловчими птицами вновь становится популярной в Польше, на Украине, в Белоруссии, Киргизии и Европейской России. В нашей стране с птицами серьезно занимаются в специализированных клубах Москвы, С.-Петербурга. Калуги и Самары. Много любителей поохотиться с хищными птицами на голубей, уток, куропаток, перепелов и ворон живет в Великом Новгороде, Рязани. Тамбове и Екатеринбурге. Здесь для охот чаще используют сокола. ястреба-тетеревятника и канюка. Члены клубов охоты с ловчими птицами, профессионалы Москвы. С.-Петербурга и Калуги постоянно работают по отпугиванию пернатых в районах аэропортов и зернохранилищ.

    В Католицизме Небесным Покровителем охотников считается Святой Губерт. Во многих странах Западной Европы охотники любители и егери отмечают Праздник Святого Губерта. В эти дни. а нередко и в повседневной жизни, на лацканах их верхней одежды и на шляпах, с игриво расположенными перышками лесной дичи, можно увидеть эмблему в виде головы оленя с крестом и свечением между рогами. Эта эмблема — Олень Святого Губерта — приносит удачу на охоте. Люди католического вероисповедания, которые любят охоту, считают Святого Губерта своим покровителем. Особенно он популярен в странах Балтии, в Польше. Бельгии. Нидерландах и во Франции. Так, на знаке Польского охотничьего Союза изображена голова оленя, между рогами которого также расположен Святой Крест.

    На миниатюре Рижского Общества охотников, устав которого был утвержден 14 января 1889 г., вверху, под городской короной, размещены герб города Риги и дата образования Общества, а в центре — голова Оленя Святого Губерта в дубовых ветвях. Над ними, по окружности проходит надпись на немецком языке, соответствующая принятому в России выражению: -Ни пуха, ни пера». В Балтийском регионе данная символика на охотничьих знаках, медалях и памятных жетонах всегда была очень популярна. Удивительная красота и изящество рассматриваемых предметов прежних времен — это своеобразное чудо медальерного искусства, выполненное с большим художественным вкусом, часто на серебре и с использованием различных эмалей и технологий. К ним можно отнести знаки: Либавского Общества охоты, утвержденного 2 июля 1905 г., и Балтийского охотничьего Общества -Hubertus» (Губертус), которое организовали в Риге в 1908 г. Члены первого коллектива могли охотиться на территории Курляндии, второго — Лифляндии. Знак Либавского Общества охоты имеет форму щита с прикрепленным вверху сигнальным рожком. В левом верхнем углу изображен герб г. Либавы. внизу — Олень Святого Губерта с крестом и свечением между ветвистыми рогами. Правее, на белом фоне — стрелковая мишень и скрещенные ружья. По диагонали щита по серебреной полосе проходит надпись с названием общества, выполненная в черной эмали.

    Другая миниатюра — знак Балтийского охотничьего Общества Святого Губерта, также выполнена в форме шита, залитого зеленой эмалью. На нем помещена серебряная накладка, в центре которой изображен олень. Между его ветвистыми рогами поставлена буква «Н» (Губертус), с выступающим над ее средней частью небольшим крестом. По обеим сторонам копытного расположены ветви дуба, а внизу лента с датой «1908» и названием общества.

    Кто же он был. этот охотник Губерт? Согласно одной из легенд. Франциск Губерт родился в 656 г. в семье герцога Бернтрана Гиеньского. Сначала он жил при дворе франкского короля Теодориха III. позже — в одном из королевств на севере Франции. Губерт был фанатичным охотником и, до его обращения в монахи, все свободное время проводил в лесах с гончими собаками крепкого телосложения, прекрасно работающими по крупному зверю. Однажды в утро Великой Страстной Пятницы, когда он гнался за огромным оленем, тот внезапно обернулся. В этот момент пораженный охотник увидел Святой Крест между рогами копытного и услышал Глас Божий, который призывал его оставить мирскую жизнь и служением Господу искупить свои грехи перед Природой.

    Этот момент изображен на серебряном жетоне, выполненном в 1723 г. в честь празднования -Дня Святого Губерта». Он представляет собой миниатюру круглой формы со сценой из удивительно красивой легенды о встрече охотника с оленем. На лицевой стороне изображен молодой человек — Франциск Губерт с «вязкими» зверовыми собаками, который догнал уставшее от погони животное и. соскочив с коня, уже собирался заколоть его копьем, но именно в этот момент неожиданно увидел между могучими рогами оленя Святое Распятье. На оборотной стороне жетона расположен орел, сидящий на охотничьем роге, а также надпись на французском языке и дата «Charmanl Souvenir. 1723».

    Эта встреча круто изменила судьбу охотника. После долгих раздумий он постригся в монахи, а впоследствии стал епископом, который проповедовал в Арденнах и южной Брабантии. В начале 700-х гг. он перенес кафедру в Леодиум (Льеж), в 50 км от Ахена (Aachen. Нем.) — города, где родился и умер Карл Великий. Существование императорского двора в Ахене предполагало наличие охоты, и священник Губерт Льежский продолжал интересоваться охотой и разведением крепких, зверовых охотничьих собак, способных вязко работать по кровяному следу. Любовь к ним он пронес через всю жизнь. Это было увлечение, больше свойственное человеку мирскому, чем лицу духовному. Поэтому на всех изображениях рядом с Франциском всегда стоят одна или две длинноухие охотничьи собаки — гончие Святого Губерта. Льежский Епископ Губерт скончался в 727 г.. а 3 ноября 743 г. при вскрытии склепа обнаружили, что мощи его нетленны. С этого времени Церковь причислила епископа к лику Святых. Он стал Небесным Покровителем охоты, заступником всех охотников и животных. 3 ноября в его честь устраивают Праздник Святого Губерта, который по преданию оберегает собак от болезней и непослушания. В этот день в Бельгии в храме его имени допускается присутствие охотников со своими питомцами — собаками, а также с лошадьми и ловчими птицами, имеющими отношение к охоте.

    В 825 г. мощи Святого Губерта были перенесены французским королем Людовиком в монастырь в Арденнском лесу, который с этих пор стал называться монастырем Святого Губерта. Живущие здесь монахи всегда увлекались охотой и активно занимались разведением охотничьих собак с хорошим чутьем и поразительной вязкостью при преследовании зверя. Своим уникальным обонянием и зверовыми качествами они были очень популярны у охотников Европы и получили название собаки Святого Губерта.

    В Англию они попали в XI веке, во времена Нормандского завоевания. В дальнейшем, в результате скрещивания их с местными особями, в разных государствах возникли новые породные группы гончих (английские, швейцарские, французские), которые носили в себе признаки основополагающей породы — собак Святого Губерта. У них были длинные, висячие уши и складки -избыточной кожи» на голове и шее, частично закрывающие глаза и слуховые проходы во время гона. Видимо, эти морфологические особенности не позволяли им отвлекаться во время работы по кровяному или горячему следу (Сабанеев, 1904).

    В чистом виде гончие Святого Губерта к началу XIX в. если и сохранились в Европе, то только в минимальном количестве и. в основном, в монастырях. Во Франции их безжалостно уничтожали во времена Великой революции (1789 — 1799 гг.). В эти годы гончих особенно активно истребляли крестьяне, поскольку охотники на лошадях, следуя за собаками, вытаптывали посевы на больших площадях.

    В настоящее время большинство кинологов считает, что чистопородная гончая Святого Губерта не сохранилась, а о Англии разводят близко родственных ей собак — бладхаундов. По мнению специалистов, бладхаунд — это улучшенная порода гончей Святого Губерта, специализация которой — работа по кровяному следу (отыскивание подранков). Еще в 1904 г. Л.П. Сабанеев писал, что гончая Святого Губерта — «самая древняя из пород западных гончих, сохранилась в чистом виде почти только в одной Англии, под названием bloodhound’a, но и там редка». Они «очень пеши и злобны» и всегда ценились в качестве хороших розыскных собак при охоте на диких зверей. В последнее время, сообщает автор, встречаются как черные особи этой породы, так и пегие, которые происходят от королевских гончих — помеси собак Святого Губерта с британской гончей. Почти все немецкие породы гончих, как и многие из них в Польше, общим своим складом более или менее приближаются к гончим Святого Губерта».

    Интересно, что утвержденное в 1886 г. Министерством государственных имуществ России С.-Петербургское Общество любителей породистых собак (ОЛПС) избрало своей эмблемой изображение головы гончей собаки, видимо, английского бладхаунда или его прародительницы — гончей Святого Губерта. Она встречается на всех жетонах и медалях, которыми награждали собак разных пород за призовые места на выставках и состязаниях ОЛПС. Ежегодно по окончанию выводок молодняка, выставок или полевых испытаний хозяевам собак-победительниц прилюдно вручали дипломы, призы, памятные медали или жетоны. Так, призовой серебряный жетон за 1903 г. имеет форму прямоугольного ромба. вдоль каждой из сторон которого проходит надпись с названием общества. В центре изображена обращенная влево голова охотничьей собаки, вероятно, английского бладхаунда, близкого к гончей Святого Губерта. На оборотной стороне — надпись: «Очередная выставка собакъ. Открытый классъ». В середине медальона выгравирована кличка собаки-победительницы «Заремба 24/1Х-1903».

    Впервые данное изображение охотничьей собаки на наградах ОЛПС было выполнено в 1888 г. старшим медальером С.-Петербургского Монетного двора Леопольдом Христиановичем Штейманом (1848—1897 гг.). Он там работал с 1874 г. и создал более 50 высоко художественных образцов медальерного искусства (Щукина. 2001).

    Другой призовой жетон Общества любителей породистых собак, украшен богатым орнаментом имеет форму овала с выпуклой кромкой и ушком для ношения. По ободку жетона, покрытому красной эмалью, между его кромкой и ремнем-своркой проходит золотая надпись с названием общества. В центре помещено рельефное изображение головы охотничьей гончей собаки — эмблемы ОЛПС. На оборотной стороне по синей эмали ободка золотыми буквами выведено: «Полевыя испытажя победителей 1909». В центре, в позолоченном овале имеется надпись, выполненная красной эмалью «I призь пойнт/еру/ Модъ» и далее инициалы и фамилия владельца «Ф.Ф. Леде».

    Собак, получивших II место на выставках, состязаниях или испытаниях, награждали серебряными жетонами или медалями без позолоты. К ним следует отнести еще один жетон установленного образца с изображением головы гончей (кровяной) собаки за 1911 г. На его обратной стороне по синей эмали идет надпись: «Полевыя испытания первопольныхь 1911». а в центре, 8 серебряном овале: «За сетт/ера/ Дэзи — /владелец/ Де-Бурь».

    Интересен также призовой жетон ОЛПС за 1912 г. На его лицевой стороне синей эмалью по серебряной канве сделана надпись: «Призь О.Л.П.С. в память В.Н. Бера». В центре, на красном эмалевом поле, расположен геральдический герб с многоцветным щитком, а под ним — дата «1912″. На оборотной стороне синей эмалью по окружности жетона проходит надпись: «За пойнтера Шерлокь-Холмсь», а в центре по серебряному полю: «И.Ф. Кшесинскому». Внизу имеется накладка с рельефной головой все той же гончей собаки.

    С.-Петербургское Общество любителей породистых собак было первой кинологической организацией в стране. Ею руководили профессора С.-Петербургского университета, зоологи М.Н. Богданов и Э.Ю. Янсонс, опытный юрист А.П. Ива-шенцев и известный руководитель Императорских облавных охот генерал В.Р. Диц. Район действия общества включал все Великороссийские губернии. Его целью было содейство-вание улучшению и распространению охотничьих пород, а также разведение и натаска собак для использования в санитарной службе. Общество регулярно устраивало выставки, выводки молодняка, полевые испытания подружейных собак и имело свою племенную книгу (Русский Студ-бук). Полевые испытания обычно проводили под Гатчиной (Петербургская губ.). В 1892 г. оно открыло свой отдел 8 г. Воронеже. Члены ОЛПС пытались изыскивать новые методы оценки полевых достоинств собак, которым в России приходилось работать не только на открытой местности, но и в более трудных условиях — перелесках и густом кустарнике. К 1908 г. ОЛПС насчитывало уже более 150 членов.

    По материалам М.Я. Халеева (1990), во второй половине XIX в., кроме выставок, на которых оценивали внешние качества охотничьих собак разных пород, в России начали широко проводить и их полевые состязания. В 1887 г. ОЛПС организовало и провело первые полевые испытания легавых, что позволило отобрать победителей, от которых в дальнейшем стали получать высокопородных производителей. В 1909 г. Общество организовало первую в стране школу натасчиков, которая находилась на окраине г. Павловска, под С.- Петербургом, руководителем ее стал полковник французской службы в отставке Э. Фор.

    После 1900 г. в С.-Петербурге были организованы питомники «Мервиль» И.И. Алафузова, «Табор» И.Ф. и Ц.В. Кше-синских и вольерное разведение собак у заводчиков Ф.Ф. Леде. Р.Ф. Гернгросса и проч. Из питомников С.-Петербурга, где было сосредоточено поголовье кровных и рабочих собак разных пород, щенков вывозили в Москву. Саратов. Нижний Новгород, Казань, Ростов и другие кинологические центры.

    К сожалению. Первая мировая и гражданская войны почти полностью ликвидировали организованное собаководство в стране. Особенно большой ущерб был нанесен тем. что еще при Временном правительстве большая часть охотничьих собак из питомников была продана за рубеж. После 1917 г. все дорогостоящие питомники прекратили свое существование. Большинство охотничьих собак оказалось в руках любителей, но без родословных. Поэтому только во второй половине 20-х гг., когда возродили выставки и полевые испытания, на них стали появляться отдельные достойные особи — потомки известных производителей, вывезенных в свое время из-за границы (Халеев, 1990).

    img079


error: Копировать контент запрещено!!